Алексей Герасимов.
Остров Кильдин, 1986 |
ГЕРАСИМОВ АЛЕКСЕЙ. Кильдин Восточный, РТП "Ромашка", к-р отделения гидроакустиков, 1984-1986.
Алексей - один из первых посетителей сайта, кто оказывал и оказывает моральную поддержку автору и помогает в оформлении сайта. Ссылки на кильдинские фотографии Алексея размещены в разделе "Карты, фото"/.../Часть 1 >>>. Алексей Герасимов написал несколько коротких рассказов-воспоминаний, которые и предлагаются вашему вниманию:
ПРИВИДЕНИЕ
Дело было в начале зимы 1985 года. У акустиков с осени была открыта вахта. Моя очередь идти в ночную. Вышел я где-то в половину четвертого. Ночь была шикарная. Абсолютный штиль, что для Кильдина редкость и довольно-таки холодно, что тоже случалось не часто.
Северное сияние от горизонта до горизонта полыхало так, что если на него долго смотреть, то и голова закружится. Тишина полная. На море в это время полным ходом шла путина. Тогда здорово ловилась Мойва. На траверзе стояло две или три плавбазы, а вокруг них суетились РТ, МРТ, БМРТ и т.д. и т.п. Количество «рыбаков» было неимоверным. С нашего верха глядя на море можно было подумать, что смотришь на большой ночной город залитый огнями! Идти мне от команды до поста около полутора
километров. Иду и, честно говоря, наслаждаюсь всей этой красотищей. И вот тут-то случилось нечто. Справа, из темноты, как мне показалось очень медленно, на «бреющем»
полете прямо на меня летело… привидение. Меня заклинило. Я встал как вкопанный и смотрел как оно ко мне приближается. Признаюсь, струхнул! А оно подлетело и в метрах двух от меня мягко плюхнулось на стальную треногу для крепления леера. Уселось и… ухнуло. Вот этот "уу-х" и привел меня в себя. Передо мной сидела довольно-таки крупная, абсолютно белоснежная, переливающаяся в отраженном свете северного сияния, красавица полярная сова! Так я стоял минуты три-четыре, но вспомнил, что мне на вахту и пошел. Сова долго провожала меня своим взглядом, но как она улетела, я не видел. Мой сменщик ее на обратном пути уже не застал.
Вот такая встреча случилась в эту ночь. Никогда больше до конца службы сов я не видел, но и этого случая мне оказалось достаточно, что бы частенько его вспоминать и до сегодняшнего дня…
Остров Кильдин, 1985
БОМБАРДИРОВЩИКИ
Мое первое лето на Кильдине. Первый выезд на южное побережье Баренцева моря (северное побережье Кильдина). У нас это называлось «съездить на отлив». Эти заезды производились каждое лето в целях пополнить запасы древесного топлива. Дело в том, что за долгую зиму с моря на побережье выносит необыкновенное количество всяких досок, бревешек, чурбачков и т.п. за которыми мы, собственно, и направлялись. Дары природы, понимаешь. Нас было человек восемь на старом добром бортовом ЗИЛе-157. Двое в кабине, остальные в кузове. Да еще довольно-таки приличный кусок брезента, значения которому я сначала даже и не придал. Когда позади осталось озеро Могильное, но до Сундуков мы еще не доехали, слева, с пологого склона, прямо изо мха в небо взмыли сотни птиц. Одновременно. Крачки. Такие небольшие чайки с хвостами как у ласточек. Вдруг один из наших «годков» скомандовал: «под брезент» и быстренько юркнул под него, а мы как-то неспешно, особенно молодежь, ничего не понимая полезли вслед за ним. В общем, кто не успел, как говориться, тот опоздал. Вся эта дикая стая, поднявшись вверх, резко спикировала прямо на нашу машину и стала… гадить!!! Так продолжалось минут пять, пока мы не выехали из их «зоны ответственности». Ощущеньице, прямо скажу, не из приятных. Птички, понятное дело, всего-навсего защищали свои гнездовья, по территории которых мы посмели проехать, но нам-то было какого?! За этот день нам надо было сделать 3-4 заезда и мы уже готовились к последующим нападениям, но на обратном пути и на всех последующих, к нашему счастью, крачки больше не проявляли к нам никакого интереса. То ли поняли, что мы не опасны, то ли с чувством выполненного долга решили не заниматься больше этим «грязным» делом. Но и того одного раза нам хватило по самое некуда! Мало того, что за весь день таскания дров мы очень устали, так еще и на весь вечер, плавно переходящий в полярную ночь молодняку досталась «ответственная» работа: мойка машины, стирка брезента и робишек особо нерасторопных…
Остров Кильдин, 1984
УГОСТИЛИ
Когда дожидаешься из дома весточки – радость необыкновенная, все это знают. Вдвойне радостно, если эта весточка обретает форму посылочки или бандерольки. Наш ЗИЛ с почтой, заказами и всякой всячиной успел приехать с Запада как раз перед самой сменой вахт. Я и мой друг Серега Тарасов, получив свои письма, а также еще и по посылке, поделившись вкусностями с друзьями-товарищами, отправились на вахту. День был не напряженный, погода хорошая, летняя. Решили отпробовать даров из дома, которые мы захватили с собой. Уже перекусив, мы вышли на улицу. Наш мостик стоял где-то метрах в десяти от обрыва. Мы стояли на балконе, смотрели на море. Вдруг из-под обрыва, как самолет с вертикальным взлетом, на восходящем потоке воздуха вылетела здоровая морская чайка. Очень здоровая! Подлетела к мостику и уселась прямо перед нами. Ну и мы, добрые души, решили ее покормить домашним… Сначала кидали маленькие кусочки конфет. Она как собака прыгала, ловко ловила брошенное и глотала. Потом стали кидать кусочки печенья. Такая же реакция. Так мы забавлялись минут пять. Затем у меня сработал буй на станции и мы с Серегой ушли опознавать цель. Минут пятнадцать мы работали, а когда опять все утихло снова вышли на улицу – наша знакомая была на месте!
Мы решили продолжить кормежку. Серега бросил ей целое(!) печенье Мария (знаете, наверное, большое и круглое, типа галет). Птица схватила и не жуя проглотила, даже было видно, как по горлу печенье ползет. Мы удивились такой жадности, но эксперимент продолжали. Еще пара Марий проползло в ненасытный желудок. Так мы поняли, что скоро останемся без вкусненького. И я решил отвадить жадину, кинув ей скомканный фантик от шоколада. Сожрала не поперхнувшись!!! Серега сбегал в рубку и притащил сгоревший тумблер от настольной лампы. Кинули. Хапнула. Проглотила. И вот тут-то птичка обиделась (или окончательно наелась), развернулась, медленно поковыляла к обрыву и кинулась в бездну, утащив с собой грамм сто конфет, столько же печенья, фантик и испорченный тумблер. Вот такие дела…
ВЕТЕР «РАЗ»…
Сентябрь 1985 года. Уже промозгло, сыро, ветрено… Погода ухудшалась с каждым днем. Вся тундра, камни, леера, сооружения и постройки покрылись плотной, очень скользкой коркой льда. Сплошной каток. На вахту ходить было одно мучение! И тут вдруг по всему побережью объявляют готовность (я думаю здесь никому не надо объяснять, что такое «Готовность», «Ветер3», «Ветер2», «Ветер1» и т. п.). Боевую. Все, естественно, ломанули по боевым постам. Вокруг всё завертелось, замельтешило. Смотрим, а у соседей ПВОшников такая же кутерьма. Чуем дело серьёзно! Я в этот день заступил дежурным по роте. В течение получаса принял около десятка радиограмм! Одна круче другой! Сначала «Ветер3», через пять минут «Ветер2», следом куча указаний по действиям личного состава при экстремальных ситуациях, почти сразу «Ветер1»!!! Приказ сигнальным постам давать погоду через 5 минут и запрет всем надводным целям выход в море. Мы загнали всех рыбаков и не только в Восточно-Кильдинскую салму. А на улице было уже нечто. Ветрище сначала дул то порывами, слегка утихая, потом опять нарастая, то с каким-то диким воем дул медленно усиливаясь. А затем затянул постоянным мощным потоком… И тут приходит радиограмма закрыть все вахты и прекратить все переходы!!! Такого еще не было никогда - вахта сигнальщика священна!!! На ГТСке собрали всех ребят с постов, залезли всем миром в кубрик и стали слушать «в отсеках»… За стенами на все лады выло и свистело, команда (наш домик) дрожала и ходила ходуном. Что-то трещало и грохотало, со звоном катилось мимо окон… Так продолжалось несколько часов до самого утра! Когда слегка утихло, мы осмелились высунуть нос. Это было зрелище!!! Вокруг валялся различный мусор, принесенный черт знает откуда, какие-то куски, обломки и прочая ерунда. Но что самое печальное – у нашего шестибоксового гаража отсутсвовала крыша!!! «Снесло» в прямом смысле слова, улетела целиком как бабочка, прямиком к ПВОшникам!
Утром дали отбой всем «Ветрам» кроме третьего (готовность «Ветер3» держали еще дня два). Чуть ли не весь личный состав отправился подсчитывать убытки на постах. У метристов на РЛС П-35 оторвало с корнем нижний лопух, а многотонную станцию «МЫС» сдвинуло в сторону обрыва метра на три, у нас на мостике исчезла антенна связи с гражданскими судами, у мотористов выдернуло из опалубки и укатило в тундру 1500 литровую бочку соляры и еще всякого по мелочам натворило. Мои 30-ти метровые мачты выдержали!!! Долго мы еще после этого восстанавливали, ремонтировали и вообще «чистили перья». Досталось почти всем на Кильдине. Зато после урагана описывая ущерб в докладах в свои части ущерб этот оказался намного большим, чем на самом деле, но это уже совсем другая история…
Осень 1985 года
ВОТ И СГОНЯЛИ ЗА ВОДИЧКОЙ
Погода на Кильдине радовала очень редко. Бывали летом классные деньки, вот, впрочем, и все. То снег, то дождь, то ветер, то туман, то все вместе. Самое неприятное внезапно налетавшие снежные заряды. Когда такие заряды длились продолжительное время, то из помещения было просто опасно выходить. Именно по этой причине по путям передвижения людей по всему острову были натянуты лееры. И вот однажды в один из таких вьюжных дней случилась на «Ромашке» одна история.
Своей воды у нас не было и мы ездили за ней то вниз к погранцам, то наверх к крылатчикам. Чаще вниз – и ближе и быстрее. Ездили на стареньком ЗИЛе 157 с цистерной до самых глубоких снегов, пока можно было проехать, а уже зимой использовали просто снег (и пили, и ели, и мылись…) Это был последний заезд зимой 1985 года. После утреннего развода наш водитель и комвзвода отправились вниз за водичкой. Погода хмурилась, снежок крепчал, но ничего не предвещало неприятностей. Но как только машина скрылась за сопкой, налетел мощный заряд с пронизывающим ветерком и снежной крупой. И зарядил надолго. Через положенное время водовозы не вернулись. Мы связались с пограничниками и те сказали, что наша машина заправилась и уже ушла. Затем связались с нашим нижним постом и те вроде бы видели ЗИЛ проезжающий в нашу сторону. Появилось беспокойство. Погода уже была такая, что в пяти метрах из-за снега уже ничего не было видно. Прошло уже довольно много времени. Дороги почти замело. Командир приказал отправить другой ЗИЛ на выручку. Стало ясно, что где-то наши мужики застряли. Только уехала вторая машина, в команду вваливается весь взмыленный водила первой. Заглохли они посередине дороги прямо на подъеме. Ждут подмоги… Ну, думаем, сейчас вторая машина притащит бедолаг. Не тут-то было, пропали и вторые. Делать нечего, через какое-то время послали «Урал» бензовоз. На нем сам командир и два матроса (с лопатами). Уехали – и тишина! В команде остались только я и смена вахты. Когда вахта сменилась, взял я наших мотористов, уселись мы с одним в тягач, другой в ГТСку – и на выручку поспешили. В такую погоду чуть сами не заблудились, но все-таки нашли своих. И смех и грех!!! Вся техника «Ромашки» сидит намертво в снегу, ребята машут лопатами, но все без толку. Хорошо, что мы взяли тягач! С шутками-прибаутками и «добрым» словом потихоньку вытащили всех поочереди, и эдаким караваном двинулись домой. Вот так, уехав с утра за водичкой, вернулись только поздно вечером. Что важно – с водой и почти без потерь (у водовозки, оказывается, замерз бензопровод)!!! Такая история…
Зима 1985 года
ПОУЖИНАЛИ…
Годовой завоз!!! Радостное для всех живущих на острове событие. На всякого рода «пароходиках» на посты привозят годовой запас продуктов, топлива, снаряжения и т.д. и т.п. Первые дни после завоза кто-то возится с новой техникой, у кого-то новое оборудование, мотористы под завязку заполняют бочки ГСМ, а кто-то щеголяет в новеньком обмундировании. Но самое главное не это – самое главное то, что в рационе питания (на время) совсем исчезает набившая оскомину перловка («дробь 16») и сечка с тушенкой, а появляется разнообразие каш и макорошек, картошечка, свежее мясо, свежие овощи, а, иногда, и вкуснейшая норвежская селедочка! Месяц – другой мы отъедаемся. Не знаю как у других, наш завоз был по осени, где-то в октябре – ноябре. Но проходит какое-то время и все возвращается «на круги своя». Опять появляется перловка, сечка… И так из года в год. К лету меню беднеет. Но тут появляется возможность использовать «подножный» корм. Собираем грибы (в немереных количествах), ягоды, ездим на рыбалку… А однажды командир дал добро сходить на «птичий базар» к чайкам. За яйцами. Выбрали более-менее погожий денек, и человека четыре с двумя большими ведрами отправились к каньону. Часа через три они вернулись. Было собрано всего чуть больше половины одного ведра. Оказалось не такое это простое занятие собирать яйца! Во-первых, это не очень удобно (да и опасно) лазать по скале с ведрами, а во-вторых, чайки не очень-то были согласны! Но все-таки и того, что собрали, казалось достаточно. Все ждали вечера и «праздничного ужина»! Яйца у больших чаек крупные (как гусиные), чуть голубоватые, в крапинку. Решили мы побаловаться яичницей. Дежурные по камбузу приготовили большущую сковородку, взяли ведро и заперлись в своем хозяйстве. Мы уселись в Ленинской комнате и с нетерпением стали ждать. Вдруг с камбуза доносится вопрос: «Кто яичницу с мясом будет?» Ну мы все, естественно, оживились, обрадовались… Ненадолго. Начали выяснять, что за мясо-то? Объяснение последовало с показом: на сковороде в какой-то слизи плавало несколько… цыплят! Очень неприятное зрелище! Что делать? Не нести же яйца назад в гнезда, тем более, что уже времени прошло много с момента сбора. Делать нечего, решили все сначала аккуратно разбить, и нормальные яйца отправить в жаренку, но уже вместе с макаронами, а цыплят... а цыплят отправить в корм поросятам. Ужин у нас все-таки состоялся (одна треть яиц была нормальной), но какой-то не «праздничный» и, даже, не радостный. С тех пор мы на «птичий рынок» ни ногой. Вот и такое у нас было…
Лето 1986 года.
Остров Кильдин, 1985-1986
Алексей Герасимов
НАЧАЛО СТРАНИЦЫ
НА СТРАНИЦУ "РАССКАЗЫ КИЛЬДИНЦЕВ "
НА ГЛАВНУЮ |